Хозяин Байкалова острога на Ольхоне даже под угрозой лишения свободы намерен судиться дальше
Разгар туристического сезона. Почти все отели Хужира переполнены до краев. А в огромной гостинице на самом берегу Байкала единственные посетили — это судебные приставы. Их задача убедиться, что комплекс гостей не принимает. Принудительно закрытые двери "Байкалова острога" госслужащие контролируют третий год.
"С 2019 года ежемесячно в месяц по два раза. Считайте, раз 50, наверное, точно. И каждый раз это все фиксируется актом исполнительных действий, фотофиксацией", — говорит судебный пристав-исполнитель межрайонного отделения судебных приставов УФССП России по Иркутской области Алексей Марков.
Тотальный обход показал — хозяин отеля исполняет решение суда о запрете деятельности. Но это далеко не все, что ему предписано в исполнительном производстве.
""Байкалов острог"- один из самых крупных гостиничных комплексов в Хужире. Здесь 45 объектов, и 39 из них признали объектами капитального строительства. Их владелец по решению суда должен был снести еще к 2020 году", — говорит корреспондент Дарья Бородулина.
Под снос не попали всего шесть объектов. Все остальное — а это 206 номеров — хозяин должен сравнять с землей — да так, чтобы не нарушить экосистему водоохранной зоны. "Байкалов острог" вырос здесь в 2013 году, он проработал пять лет. А в 2018-м выяснилось, что деятельность гостиницы угрожает жизни и здоровью отдыхающих и самой природе — ведь он оказался на территории нацпарка, где строить "капитальные" здания нельзя. Об этом и говорится в решении Ольхонского районного суда по иску Байкальской природоохранной прокуратуры. Требования ведомства о запрете деятельности и уничтожении объектов этой гостиницы в 2019-м полностью суд удовлетворил.
"Судебное решение о сносе гостиничного комплекса "Байкалов острог" принято в связи с отсутствием у объекта положительного заключения государственно-экологической экспертизы, это явилось прямым нарушением федерального закона об охране озера Байкал. Кроме того, при строительстве комплекса отстуствовало соответствующее разрешение уполномоченных органов, что нарушало градостроительное законодательство", — говорит старший помощник Байкальского межрегионального природоохранного прокурора по правовому обеспечению и взаимодействию со СМИ Вячеслав Красилов.
При этом сегодня в Байкальской межрегиональной прокуратуре отмечают, что тогда, на момент строительства, и в 2019-м границы нацпарка на кадастровом учете не состояли. Но тем не менее решение суд вынес с учетом того, что на особо охраняемой территории самовольно возвели капитальные объекты. Сам хозяин "Байкалова острога" пояснил, что в 2007-м начал строить гостиницу со всеми разрешительными документами.
"Землю выделили под строительство туристического комплекса, целевое назначение земли — под строительство туристического комплекса, вот прямо строчка в строчку", — говорит владелец гостиницы "Байкалов Острог" Олег Кузнецов.
Землю он получил в аренду от муниципалитета на 49 лет. И в подтверждение — бумагу от Прибайкальского национального парка, что его гостиница в границах этого самого парка не состоит.
"Что сказала судья? Вы недолжным уровнем "копия верна" написали. Это как?"
Суд в 2019-м полагался лишь на письмо от "Заповедного Прибайкалья" и картографические данные, которые были созданы уже после 2007 года и указывали на то, что это особо охраняемая территория.
"Раз они утверждают, что это Национальный парк, то почему раньше нам об этом не говорили?То есть государство допустило ошибку. Раз допустили ошибку, значит, нам отдайте деньги и сносите, что хотите", — говорит владелец гостиницы "Байкалов Острог" Олег Кузнецов.
На строительство "Байкалова Острога" хозяин потратил 300 миллионов рублей, а чтобы снести 39 объектов, необходимо около 100 миллионов . И с тем, что это самовольные сооружения еще и капитального строительства — владелец не согласен в корне. Потому как суд полагался не на экспертизу, а на акт осмотра стройнадзора. Вот выдержка из заключения.
"Кратко. Вот такие-то здания, такие-то у них размеры, ни один размер, ни одному зданию не соответствует. Внутри отделочные работы сделаны, и дальше пишет — с учетом технических регламентов являются капитальными строениями. На основании чего? Никто не вскрывал."
Один из главных показателей капитального строительства — это фундамент, которого на спорных объектах нет.
"Это каркасные здания, сверху блок-хаус доска, внутри утеплитель эковата."
Экспертизы, которую по заказу Олега Кузнецова сделали специалисты ИРНИТУ и БТИ, суд не рассматривал. А там сказано, что капитальным строительством домики не являются. Апелляцию хозяин "Острога" проиграл, Верховный суд дело рассматривать не стал. А вот за неисполнение решения о сносе Олегу Кузнецову грозит до двух лет лишения свободы.
"В настоящее время уголовное дело по обвинению генерального директора общества направлено в суд для рассмотрения по существу", — говорит дознаватель межрайонного отделения судебных приставов УФССП России по Иркутской области Алена Жданова.
Сейчас с поставленными на кадастр границами Ольхона, в том числе и Хужирского муниципального образования, у этой истории появился просвет. В дело, как третейский судья, намерено вмешаться правительство Прибайкалья. В июне создали специальную межведомственную комиссию, которая будет разбираться с подобными ситуациями индивидуально, и отдельно — с "Байкаловым Острогом".
"Там нужно разбираться в каждом здании отдельно. Было ли получено разрешение на строительство именно этих зданий или не было. Нужно разбираться и задача поставленная губернатором Иркутской области в том, чтобы не нарушить права граждан и сохранить тот бизнес, который есть на байкальской природной территории", — говорит заместитель председателя правительства Иркутской области Георгий Кузьмин.
Учитывая, что спорная гостиница сейчас вошла в границы поселка Хужир по новому кадастру, хозяин острога планирует обратиться в суд повторно за отстаиванием своих прав на бизнес. Это уже третье уголовное дело в отношении него. Два предыдущих — закрыты. Так что сдаваться Олег Кузнецов не намерен.
"Я сказал прокурору, надо отсидеть? Я отсижу, вы что меня напугать хотите? Будет три года, как мы не работаем. Конечно, никто ничего сносить не будет. Вы как себе представляете это снести?"
📝 Дарья Бородулина
🎤 Галина Хунгуреева